АНОДПО«ВИТЯЗЬ» 8 (903)030-79-79

Пособие: ТЕРРОРИЗМ – ЗЛО

 Почему терроризм считается злом? Прежде всего, потому, что он направлен против мирных, ни в чем не повинных людей. С самых первых дней своей жизни у человека появляется мечта быть счастливым. Он хочет стать достойным человеком, иметь дружную семью, хорошо зарабатывать. Не менее важным является желание жить в понятном и безопасном мире. Так устроен человек, что пока он  не чувствует безопасности, он не может в полную силу трудиться. Страх мешает ему строить свою счастливую жизнь и делает нерешительным и боязливым. Террористы стремятся разрушить представление людей о том, что они живут в предсказуемом, доброжелательном, справедливом, организованном и безопасном мире, что они могут быть хозяевами свой судьбы, верить в будущее. Целенаправленное убийство мирных граждан считается тягчайшим преступлением даже во время войны. Для него не существует срока давности. В период самых жестоких войн солдаты стараются не повреждать школ, больниц, религиозных учреждений и жилых домов. Террористы же, напротив, стремятся уничтожить как можно больше мирных граждан, женщин и детей. Чем больше среди жертв терроризма простых людей, детей и женщин, тем больше это на руку преступникам. Ведь, когда женщины и дети гибнут или попадают в смертельную опасность, это вызывает в обществе наибольшую тревогу, беспокойство и возмущение.

     Совершая преступления, террористы выбирают такие безопасные для себя места, как больницы, школы, жилые дома, театры, концертные площадки, рынки, общественный транспорт. Они совершают теракты без предупреждения, во время проведения праздников, спортивных и других массовых мероприятий. Такая жестокость возможна потому, что террористы не считают своих жертв людьми. Люди для них лишь средство достижения целей. Чтобы нанести вред как можно большему числу людей, они подгадывают специальное время для своих преступлений: когда больше всего людей оказывается в вагонах электричек и поездов, в салонах самолетов и автобусов, на концертных площадках и в театрах, когда люди спят в своих квартирах.

    Чтобы устрашить людей, террористы используют различные способы осуществления террористических актов. Терроризм принес боль и горе во многие семьи России.  Среди погибших сотни ни в чем не повинных людей разных национальностей, вероисповеданий,  профессий и возрастов. Тысячи людей стали свидетелями терактов. Тысячи спасателей, сотрудников органов правопорядка, военнослужащих, врачей, психологов и добровольцев ликвидировали последствия терактов. Десятки тысяч родных, близких и знакомых тех, кто пострадал, переживали последствия терактов. Миллионы людей находились под тяжелым впечатлением от терактов, получая информацию из СМИ, Интернета, от знакомых. Психологические последствия каждого теракта переживало практически все население нашей страны. Вот почему террористов ненавидят миллионы людей.

   Анализ сущности и истории терроризма неизбежно приводит к вопросу: «Если терроризм является социальным злом, почему же он до сих пор не искоренен?». Ответ на него не прост. Дело в том, что терроризм – очень сложный социальный феномен. В системе его причин и предпосылок имеются явления, выходящие далеко за рамки терроризма как такового. Известно, что террористическая  деятельность активизируется тогда, когда государства переживают серьезные перемены. Такие потрясения, как войны и революции, являются предпосылками возникновения экстремистски настроенных национальных и религиозных движений и организаций, а также сепаратизма. Подобных событий было с избытком на рубеже XX-XXI веков. Эта тенденция особенно выражена на границах различных культур и эпох исторического развития, прежде всего тогда, когда на протяжении многих веков воспламенялись и угасали кровавые конфликты. Другим фактором активизации террористической деятельности, что мы наблюдаем и в настоящее время, является различие в идеологических доктринах,  политических взглядах и религиозных убеждениях, особенно, когда их исповедуют радикально настроенные люди.

   Сложность борьбы с терроризмом состоит еще и в том, что это не однородное явление. Терроризм многолик, в его основе лежат различные побуждения и цели, для достижения которых используются различные средства и способы. Все это создает трудности для выявления конкретных причин терроризма, профилактики террористических актов. Многие специалисты отмечают, что одним из условий живучести  терроризма является политика «двойных стандартов», при которой одни и те же действия могут квалифицироваться различными людьми и политическими институтами и как «терроризм», и как «освободительная деятельность»; лица, совершающие одинаковые преступления могут называться как «террористами», так и «борцами за веру».

     Питательной средой для терроризма является бедность, безработица, неграмотность, вынужденное безделье, скука, практическое отсутствие возможности для людей, особенно молодых, реализовать свой личностный потенциал, безынициативность местных властей. Такая ситуация способствует ухудшению криминальной обстановки, вовлечению молодёжи в противоправные и протестные действия, приобретению опыта противодействия органам правопорядка. От этого до терроризма – один шаг.

     Одной из важных предпосылок распространения террористической деятельности является развитие технологий, а также широкая доступность различных материалов и схем, которые способствуют появлению оружия большой разрушительной силы. Сегодня Интернет по существу является своеобразным филиалом школ подготовки террористов. Здесь наряду с обоснованием идеологических постулатов можно найти практические рекомендации по подготовке различных взрывных устройств и выбору тактики совершения террористических актов. Наконец, одним из главных обстоятельств, способствующих распространению идеологии терроризма, является революционное развитие средств массовой информации. Каким бы образом не совершался  террористический акт, его конечная цель –информационный шум, а точнее – шумиха. Таким образом, наше желание получать как можно более полную и быструю информацию о событиях совпадает с целями террористов – как можно быстрее и полнее довести до нас информацию о терактах. Эту закономерность интересно сформулировал  английский философ Ян Шрайбер: «терроризм силен не числом и умением, а общественным мнением».

     Определенную базу для формирования у людей мировоззрения, допускающего терроризм, создают некоторые видеофильмы и компьютерные игры. Человек с детских лет привыкает жить в обстановке повседневного видео-игрового насилия, убийств и разрушений. А поведение некоторых киногероев облекается в такую «романтическую» форму, что способно порождать подражание.

     К перечисленным предпосылкам можно добавить и другие, но все же необходимо понимать, что в конечном итоге только сам человек принимает решение кем ему быть в этой жизни. Одно и то же обстоятельство, например инвалидность, делает одного попрошайкой, а второго – паралимпийским чемпионом. У  каждого человека в любых обстоятельствах жизни есть выбор: укрепить или изменить себя, изменить мир или свое представление о мире, уйти от мира (например, стать монахом) или принять мир таким, какой он есть. Выбор терроризма – это признание в том, что ни на один из нормальных способов бытия человек неспособен.

Основные нормативные правовые акты в сфере противодействия терроризму и экстремизму

Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 «О мерах по противодействию терроризму».

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму».

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».

 (В части, касающейся полномочий органов федеральной службы безопасности в области борьбы с терроризмом).

Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи». (В части, касающейся обязанностей операторов связи и ограничения прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий, мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и осуществлению следственных действий).

Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». (В части, касающейся участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований различного уровня).

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». 

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ. 

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ.

Председателем Национального антитеррористического комитета утверждены:

  • Положение о Федеральном оперативном штабе от мая 2006 года, оперативных штабах в субъектах Российской Федерации и их аппаратах, а также их структура;
  • Положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации от 7 июля 2006 года и регламент ее работы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года N 333 «Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму».

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. N 425 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму».

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие в борьбе с терроризмом».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 г. N 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом».В рамках усиления антитеррористической защищенности объектов критической инфраструктуры:

Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 года N 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»).

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 105).

Правила возмещения лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или поврежденного имущества (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года N 167).

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года).

Понятие терроризма и его направлений

В современных условиях терроризм — масштабное и распространенное социально-политическое явление, которое обусловлено самыми различными противоречиями, существующими в обществе и относящимися к основным сферам жизни последнего; он имеет весьма сложное содержание и разветвленную систему форм, затрагивая в первую очередь область политических отношений на различных ее уровнях — на межгосударственном, межнациональном, классовом, групповом.

Как социальное явление терроризм многопланов. Он включает такие основные элементы, как экстремистская, террористическая идеология, соответствующие организации для осуществления политического насилия в форме террористических проявлений, а также практика террористических действий (или собственно террористическая деятельность).

Террористическая идеология может быть присуща различным участникам политических отношений: государствам, партиям, общественно-политическим движениям, организациям, группам. В наиболее общем плане к основным видам такого рода идеологии относятся идеология неоколониализма и внешнеполитической экспансии, неофашистская и ультрареволюционная идеологии, радикальная националистическая и расистская идеологии и др. Идейно-политические обоснования использования террора как метода политической борьбы и основные установки по его применению содержатся, как показывает современная теория и практика терроризма, либо в более общих идеологических концепциях тех или иных участников политических отношений (политических движений, партий и т. п.), либо в собственно террористических теориях (например, концепция «городских партизан»).

Как социально-политическое явление терроризм обусловлен процессами, происходящими в обществе, и в первую очередь противоречиями в различных его областях (в области экономических, социальных, политических, межнациональных, меконфессиональных и других отношений). На возникновении и развитии терроризма сказываются как долговременные общественные противоречия, так и быстро преходящие явления общественной жизни.

Среди различного рода условий, которые характеризуют развитие той или иной страны или региона, могут быть выделены те условия (факторы), которые либо обусловливают возникновение и существование терроризма (большая острота, непримиримость межгосударственных или внутренних — в той или иной стране, ее части противоречий; колониализм и его рудименты как система политического, национального и социального угнетения; угроза господствующему положению в обществе тех или иных социальных групп и др.), либо благоприятствуют ему (неэффективность международной или внутригосударственной системы борьбы с преступностью, с терроризмом; низкая политическая и правовая культура населения; распространение идеологии насилия как метода решения общественных проблем; ухудшение межгосударственных отношений и рост социальной напряженности и т. п.).

Имея политическую направленность, существуя в сфере политических отношений, терроризм обслуживает интересы тех или других социальных сил к организаций в их борьбе за власть, за ослабление позиций своих политических противников и укрепление собственных позиций, при этом он используется для достижения как стратегических, так и тактических целей.

Как одно из явлений политической борьбы терроризм отличают конспиративный образ действий его субъектов, их высоко секретный статус (при принадлежности — к государственным органам) и нелегальное или, полулегальное положение (при принадлежности к негосударственным организациям).

Терроризм относится к той области политической борьбы, которая предполагает использование насильственных форм и методов, осуждаемых правом или общественной моралью, и характеризуется как разновидность политического экстремизма.

Политический экстремизм — явление общественной жизни, свойственное не только современному этапу развития человечества, оно существует со времени возникновения политической власти и политической борьбы. Политический экстремизм представляет собой систему крайних — с точки зрения общества — взглядов и действий, направленных на удовлетворение политических интересов отдельных социальных групп: классов, этнических групп, политических движений, партий, группирований. Характерный признак политического экстремизма — нелегитимное использование насилия в различных формах как основного метода политической борьбы.

Будучи относительно цельной и самостоятельной подсистемой в общей схеме политической борьбы, политический экстремизм предполагает выработку и распространение взглядов и концепций, оправдывающих применение насилия для достижения различных политических целей, формирование политизированных структур для осуществления насильственных актов и саму практику их использования для решения тех или иных задач политической борьбы.

Политический экстремизм как явление, выражающее интересы различных социальных сил в сложных условиях политической борьбы в обществе, имеет разнообразные объекты воздействия. Главным среди них является политическая организация тех социальных сил, против которых ведется борьба. Это, например, может быть политическая система общества, против которой выступают те или иные политические экстремистские силы, существующий в обществе правопорядок, государство, его политика и т. п. К числу объектов политического экстремизма могут относиться также противостоящие партии, движения, общественно-политические организации и т. д.

Объектами политического экстремизма нередко выступают иностранные государства и их организации, а также международные организации, международный правопорядок и безопасность.

Цели и задачи политического экстремизма реализуются посредством применения широкого круга методов в целях оказания насильственного воздействия. К ним относятся методы организационного характера, физического и морально-психологического воздействия, а также методы пропагандистского влияния.

Для политического экстремизма в современных условиях характерно распространение в широких слоях населения, обращение к насилию как методу политической борьбы многих политических движений, партий и организаций самых различных направлений.

Современная практика политического экстремизма характеризуется широким применением его особо острых насильственных уголовно наказуемых форм и методов (уничтожение и устрашение политических противников, разрушение их политических структур и материальных объектов и т. п.), что наблюдается практически во всех районах мира — за немногими исключениями — и стало отличительной особенностью политической обстановки и в странах СНГ.

Вместе с тем современному политическому экстремизму свойственна практика использования таких форм, которые рассчитаны на вовлечение в акции политического насилия значительных масс населения для оказания силового давления на противоборствующую сторону (например, на государственные органы власти и управления с целью демонстративного осуждения их решений или требования изменения последних, на противостоящие политические движения и партии в целях уменьшения их влияния, срыва проводимых ими мероприятий и т. п.).

Центральное место в системе политического экстремизма занимает терроризм. Он является одной из наиболее опасных для общества разновидностей политического экстремизма, поскольку в отличие от других разновидностей нанесения ущерба жизни и здоровью людей и их устрашения сознательно рассматривается в качестве необходимого условия достижения преследуемых террористами политических целей. При этом речь может идти как об отдельных конкретных личностях (государственные и общественные деятели, представители власти и т. п.), так и о других лицах или неопределенном их множестве.

К терроризму достаточно близки и некоторые другие разновидности политического экстремизма, которые при определенных условиях могут даже сопровождаться актами терроризма либо перерастать в них. Однако каждая из этих разновидностей имеет свою специфику, которая обусловливает определенные особенности и формы противодействия им.

В связи с этим необходимо четко представлять, что наряду с терроризмом (предполагающим ослабление и подрыв политической власти, политических противников, затруднение их деятельности посредством совершения насильственных посягательств на жизнь и здоровье людей, их безопасность) аналогичные в конечном счете цели могут увязываться с насильственными актами, непосредственно направленными против существующих государственных институтов, политических организаций и учреждений путем их ликвидации, захвата и разгрома (и т. п.) или оказания на них силового давления (блокирование, воспрепятствование их деятельности, выдвижение ультиматумов и др.).

Понятие терроризма как социально-политического явления тесно связано с рядом других понятий, характеризующих отдельные стороны или проявления терроризма. К ним относятся: «террор», «террористическая деятельность», «террористическая акция» (действие) и др.

Террор обычно понимается как метод политической борьбы, предполагающий применение насилия для достижения политических целей и связанный с устрашением населения или отдельных лиц. При этом насилие направлено непосредственно на представителей политических противников или мирное население, а в конечном счете — на политическую организацию этих противников. Данный метод предусматривает: 1) лишение жизни, причинение ущерба здоровью, ограничение свободы и нанесение вреда собственности (или их угроза) первой группе объектов; 2) ослабление, дезорганизацию, ликвидацию второй группы объектов или создание неблагоприятных условий для их существования посредством вынуждения своих противников к выгодным террористам решениям.

Террористическая деятельность — это практическая сторона терроризма, представляющая собой систему взаимосвязанных политически мотивированных насильственных акций (действий), подчиненных общим политическим целям субъектов терроризма, целенаправленно управляемых ими; они проявляются в лишении жизни, нанесении ущерба здоровью и собственности, а также ограничении свободы отдельных лиц или групп (либо в угрозе наступления таких последствий) и используются для побуждения, таким образом, государственных органов, международных и национальных организаций и отдельных лиц к принятию решений, отвечающих политическим интересам террористов.

Террористическая акция представляет собой политически мотивированное, конспиративно организованное насильственное действие (комплекс действий), направленное на решение конкретной политической задачи (демонстрация отношения к тем или иным политическим противникам, подтверждение своей активности и т. п.); оно выражается в применении отдельных форм террористической деятельности (убийство политического деятеля, угон воздушного судна, захват заложников и др.), осуществляется группой (или группами) террористов или одиночным исполнителем и подчинено более отдаленным целям субъектов терроризма (дестабилизация внутриполитической обстановки, возбуждение недовольства существующим политическим режимом и т. д.).

Повышенная общественная опасность терроризма обусловливает признание основных его проявлений международным сообществом и законодательством многих стран противоправными, преступными деяниями. Терроризм как явление в целом подвергся острой негативной оценке еще со стороны Лиги Наций; в последующем он осужден в ряде резолюций и других актов Генеральной ассамблеи (ГА).

ООН. В докладе Комитета экспертов Лиги Наций и принятой на его основе конвенции «О предупреждении и наказании терроризма» от 16 октября 1937 года указывалось, что терроризм является «преступным действием, направленным против государств, цель и характер которого состоит в том, чтобы вызвать ужас среди определенных лиц или среди населения». В последующем, особенно в 70-е годы, был принят ряд резолюций ГА ООН и заключен ряд международных договоров об осуждении терроризма и борьбе с отдельными его формами. Например, Конвенция о борьбе и наказаниях похитителей воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 года), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой (1973), Международная конвенция по борьбе с захватом заложников (1979 год), конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства (1988) и др.

В Заключительном акте Мадридской встречи стран-участниц СБСЕ (1980) отмечалось, что государства-участники осуждают терроризм, в том числе терроризм в международных отношениях, ставящий под угрозу или отнимающий жизнь совершенно невинных людей или иным образом подвергающий опасности права человека и его основные свободы, и подчеркивают необходимость принять решительные меры для борьбы с ним. На Венской встрече государств-участников СБСЕ (1989) был принят документ, в котором осуждаются как преступления все акты, методы и практика терроризма, независимо от того, где и кем они совершены.

В Законодательстве СССР, а затем стран СНГ также была отмечена повышенная общественная опасность терроризма. Не давая общей правовой оценки этого явления, оно рассматривало как уголовно наказуемые деяния многие его проявления. В частности, УК РСФСР часть этих проявлений квалифицирует как отдельные виды особо опасных государственных преступлений (ст. 66, 67, 701 УК РСФСР) или общеуголовных преступлений (ст. 1261,2132,2133 и др. УК РСФСР). Правовое регулирование борьбы с терроризмом в российском законодательстве нельзя признать вполне удовлетворительным (неполнота охвата всех основных проявлений терроризма, отнесение некоторых из них к общеуголовным составам преступлений и т. д.), оно требует совершенствования. Однако в целом оно представляет собой необходимую правовую основу для активного участия органов безопасности в борьбе с терроризмом в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Правила поведения при угрозе и осуществлении террористических актов

Общественный транспорт в последнее время становится частой мишенью для атак террористов, поэтому необходимо уделять постоянное внимание обеспечению личной безопасности. Вот ее основные общие правила:

  1. Не рекомендуется спать во время движения транспортного средства.
  2. Обращайте внимание на всех подозрительных лиц и на подозрительные предметы, об их обнаружении сообщайте водителю, дежурным по станции или полицейским.
  3. Не стойте у края платформы, подходите к дверям после остановки состава и выхода пассажиров, старайтесь сесть в вагоны в центре состава, они обычно меньше страдают от аварии, чем передние или задние.
  4. Если произошел взрыв или пожар, закройте рот и нос платком и ложитесь на пол вагона или салона, чтобы не задохнуться.
  5. Одевайтесь нейтрально, неброско, избегайте военных цветов одежды и формы, большого количества украшений.
  6. Не разговаривайте на политические темы, не читайте порнографических, политических или религиозных публикаций, чтобы не стать оправданной мишенью для террористов.
  7. Не употребляйте алкоголь.
  8. В случае захвата транспортного средства выполняйте все указания террористов, не смотрите им прямо в глаза.
  9. Если вы чувствуете, что штурм неизбежен, старайтесь держаться подальше от окон, чтобы не мешать снайперам стрелять по террористам. При штурме главное лечь на пол и не шевелиться до завершения операции.
  10. Ни в коем случае не подбирайте оружие, брошенное террористами – группа захвата может принять вас за одного из них.

ПАМЯТКА

гражданам об их действиях при  установлении уровней террористической опасности

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта могут устанавливаться уровни террористической опасности.

Уровни террористической опасности (повышенный «СИНИЙ», высокий «ЖЕЛТЫЙ») устанавливаются решением председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации1.

Решение об установлении критического «КРАСНОГО» уровня террористической опасности принимает председатель Национального антитеррористического комитета.

Решения подлежат незамедлительному обнародованию в средствах массовой информации.

Повышенный «СИНИЙ » уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о

реальной возможности совершения террористического акта

При установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:

  1. При нахождении на улице, в местах массового пребывания людей, общественном транспорте обращать внимание на:
  2. внешний вид окружающих (одежда не соответствует времени года либо создается впечатление, что под ней находится какой-то посторонний предмет);
  • странности в поведении окружающих (проявление нервозности, напряженного состояния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов);
  • брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, из которых могут быть видны электрические провода, электрические приборы и т.п.).
  • Обо всех подозрительных ситуациях незамедлительно сообщать

сотрудникам правоохранительных органов.

  • Оказывать содействие правоохранительным органам.
  • Относиться с пониманием и терпением к повышенному вниманию правоохранительных органов.
  • Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать.
  • Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность для их жизни.
  • Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети «Интернет»).

Высокий «ЖЕЛТЫЙ» уровень

устанавливается при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» уровня террористической опасности, рекомендуется:

1. Воздержаться, по возможности, от посещения мест массового пребывания людей.

  • При нахождении на улице (в общественном транспорте) иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Предоставлять их для проверки по первому требованию сотрудников правоохранительных органов.
  • При нахождении в общественных зданиях (торговых центрах, вокзалах,

аэропортах и т.п.) обращать внимание на расположение запасных выходов и указателей путей эвакуации при пожаре.

4. Обращать внимание на появление незнакомых людей и автомобилей на прилегающих к жилым домам территориях.

5. Воздержаться от передвижения с крупногабаритными сумками, рюкзаками, чемоданами.

6. Обсудить в семье план действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации:

  • определить место, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации;
  • удостовериться, что у всех членов семьи есть номера телефонов других

членов семьи, родственников и экстренных служб.

Критический «КРАСНЫЙ» уровень устанавливается при наличии информации о совершенном

террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта

Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении «синего» и «желтого» уровней террористической опасности, рекомендуется:

  1. Организовать дежурство жильцов вашего дома, которые будут регулярно обходить здание, подъезды, обращая особое внимание на появление незнакомых лиц и автомобилей, разгрузку ящиков и мешков.
  • Отказаться от посещения мест массового пребывания людей, отложить поездки по территории, на которой установлен уровень террористической опасности, ограничить время пребывания детей на улице.
  • Подготовиться к возможной эвакуации:
  • подготовить набор предметов первой необходимости, деньги и документы;
  • подготовить запас медицинских средств, необходимых для оказания первой медицинской помощи;

Комментарии пользователей

  • Комментариев пока нет. Ваш комментарий сможет стать первым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Перейти к верхней панели